Фетисов Олег (tagan_rog) wrote,
Фетисов Олег
tagan_rog

Categories:

История одного российского порта

Про Таганрогский порт рассказано много. Тезисно говорит и википедия.

Мы же поговорим о его новой истории, обсудим вынос порта за черту города. Тем более, что переносить его планировали в устье Миусского Лимана.

Проблема Таганрогского порта в том, что он находится на острие мыса, в гуще исторической застройки. Порт занимает место, которое могли бы занимать места отдыха(отняв, по сути, у города морскую площадь, вокзал и лестницу).

Удивительно, но проблема эта начала проявляется еще в позапрошлом веке, когда "временно" брошенные в 1869 году пути  Курско-Харьковской -азовской ж.д. остались навсегда. Поэтому не стоит думать, что эта проблема возникла только сейчас.

В 1992 году началась приватизация заводов, ракет и пароходов. Чубайсом был выпущен специальный указ о приватизации морских портов, который запрещал передавать в частную собственность пристани и причалы (т.к. это стратегически важные объекты).

11 Февраля 1993 года газета Коммерсант опубликовала следующую заметку:

Вчера в Таганроге был подписан учредительный договор о создании акционерного общества открытого типа "Таганрогский Петровский порт", уставный капитал которого составит более 1,5 млрд руб.
Компания создана для реализации проекта строительства нового торгового порта, потребующего инвестиций порядка $4 млрд. Вместе со старейшим действующим портом юга России, основанным Петром Первым в 1698 г., новый порт образует мощный морской узел. В число пятидесяти учредителей акционерного общества "Таганрогский Петровский порт" вошли концерн "Газпром", Таганрогский металлургический завод, Таганрогский морской порт и другие предприятия.

Учредители оплачивают равные вступительные взносы в размере 30 млн руб, из которых лишь 10 млн руб. в виде денежных вкладов. Остальная часть вступительного взноса должна быть передана в виде различных оборотных средств. В дальнейшем учредители могут увеличить свою долю в капитале компании до 150 млн руб. Впоследствии предполагается привлечение иностранных инвестиций, поскольку стоимость строительства нового порта оценивается в $4 млрд.
Проект строительства порта предполагает расширение фарватера Азовского моря, глубина которого в районе действующего порта составляет 4 метра, что делает его непригодным к использованию крупнотоннажными морскими судами.
Даже после реконструкции возможности старого порта ограничены, а передача ряда портов на юге бывшего СССР под юрисдикцию Украины привела к значительному увеличению валютных расходов российских компаний при экспорте через эти порты.
Оставшиеся у России порты Новороссийск и Туапсе оказались перегруженными, в связи с чем резко возрос товаропоток через транспортный узел Таганрога, включающий в себя также товарную станцию железной дороги и две взлетно-посадочных полосы.
Таким образом, строительство крупного морского порта и введение его в действие в 2001 году представляется весьма своевременным. Тем более, по расчетам Всероссийской академии внешней торговли, товаропоток через узел Таганрога уже к 1995 г. составит 20 млн тонн.

Идея не затихает. 20 Апреля 1994 года Коммерсант вновь пишет о Таганроге:

Транспортные проблемы попытаются решить к 2005 году
Переход части южных морских портов под юрисдикцию Украины значительно увеличил грузопотоки через транспортные узлы российских портов в Новороссийске, Туапсе и Таганроге, которые не в состоянии справиться с возросшей нагрузкой. Это и вызывало к жизни проект строительства мощного международного морского порта "Таганрог-Петровский", призванного разрешить часть транспортных проблем российских экспортеров. Вчера было объявлено о начале строительства транспортно-складского комплекса, которое станет первым этапом реализации этого проекта.
 По оценкам специалистов, объем грузооборота таганрогского транспортного узла в 1995 году может возрасти до 50 млн т. В условиях резкого увеличения грузопотоков, не в последнюю очередь связанного с появлением значительного количества независимых экспортеров, было решено начать строительство нового международного морского порта "Таганрог-Петровский" с грузооборотом 10 млн т в год. Реализацией проекта занимается акционерное общество открытого типа с аналогичным названием (о его создании Ъ рассказал 11 февраля 1993 года). На первом этапе намечено строительство транспортно-складского комплекса, который должен хотя бы отчасти решить возникшие проблемы, а весь комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2005 году.
 Как сообщил президент АО Виктор Ткаченко, строительство порта потребует инвестиций в размере $1,05 млрд. Однако сегодня отсутствует соответствующее решение и гарантии со стороны правительства России. Пока же поступление финансовых средств (около $900 тыс.) ожидается от внешнеэкономической деятельности, осуществляемой АО в союзе с Росвнешторгом и ростовским Промстройбанком. Уже заключены контракты на поставки леса и пиломатериалов в страны Ближнего Востока. Одобрение проекта комплексной программы развития транспорта в Таганроге аналитическим центром президента России дает основание надеяться, что строительство порта "Таганрог-Петровский", который станет крупнейшим транспортным узлом юга России, получит федеральный статус.
Транспортно-складской комплекс (ТСК) возводится на территории площадью 16 га. Имеет выгодное местоположение относительно Таганрогского порта, железной дороги и аэропорта со взлетно-посадочной полосой, способной принимать тяжелые транспортные самолеты. Проектная мощность — 500 тыс. т грузов в год. Срок окупаемости — 4 года. В составе комплекса — таможенные склады и свободная таможенная зона. Затраты на пуск первой очереди ТСК составят $10 млн.






План нового порта в устье Миусского Лимана. 1990-е.




Большую роль сыграл начальник порта (с 1986 по 1996 год) Н. Н. Вальздорф — почитать о нем можно тут. Из-за его позиции Таганрогский порт приватизировали одним из последних, 23 Января 1997 года.

Перед этим, 1 Августа 1996 года «Морской Торговый Порт» был реорганизован: из него исключили территории, которые нельзя было передать в частную собственность. Вальздорфа отправили в отставку.

Его место занял ставленник С. Шило Виктор Васильевич Морозов (потом он занимал должность директора Мурманского порта, с 2004 и до 2012 года).

Активное участие в постройке нового порта принимал Сергей Шило (руководящий городом бессменно десять лет, с 1992 года):

Не без влияния Сергея Шило уже начал осуществляться проект по строительству мощного угольного терминала в Миусском лимане. Я сам был свидетелем, как в 90-х туда на вертолете прилетал федеральный министр угольной промышленности и вместе с директором таганрогского порта и мэром Таганрога забивал первый колышек на месте строительства, возле Беглицкой косы. Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться, потому что вокруг порта началась возня с участием сторонних бизнес-структур. Несмотря на это Сергей Иванович продолжал гнуть свою линию. Многим памятна его последняя пресс-конференция, на которой он, в частности, сообщил, что контрольный пакет акций Таганрогского порта может приобрести крупный таганрогский предприниматель. Не исключаю, что в это время Сергей Шило на полную силу «включил» свои связи в верхах, чтобы не допустить уход порта в собственность «чужих» структур.

Однако вечером 30 Октября 2002 года Сергея Ивановича убивают у подъезда собственного дома (около Никольской церкви, Гарибальди 51).

Акции порта тут же продают. Новый мэр, Федянин, оказывается гораздо более сговорчивым.

Морозова сменяет С.В Козлов, который занимает должность директора порта с 2001 по 2003 год. Информацию о Козлове найти не удалось, однако судя по всему, этот человек был ставленник СеверСтальТрансу. Известно, что Морозов с акционерами даже судился. Состояние порта в начале нулевых:

Главным акционером Таганрогского морского торгового порта является государство в лице Минимущества и РФФИ, владеющих 60% акций (75% голосующих). 10% акций принадлежит АО РОСИФ.

В 2002 году город продает 34,5% акций (большинство — СеверСтальТрансу (до этого они имели около 10%).

С этого момента на планах 90-х ставится крест.

В 2003 году более 50% акций оказываются у олигарха Александа Митрофановича Денисова (он покупает 38.9% акций у "СеверСтальТранса" за 7.5 млн.$, и постепенно добирает остальные).










Денисов сделал карьеру на Таганроге — ему принадлежит городской хлебокомбинат, хлебоприемное предприятие (элеватор), ОАО «Кристалл», грузовая автоколонна АК-1192 и небольшой пакет акций ОАО «ТАВИА». Хлебная война. В 2006 году Александр подарил Таганрогу бывшую поликлинику комбайнового завода, а еще раньше — стадион «Торпедо» (который, кстати, готовили к Чемпионату Мира). Помимо этого, Денисов был депутатом города три раза (в первом, втором и третьем созывах).

Главой порта становится человек Денисова — зам. генерального директора по производству хлебокомбината Курьянов Александр Филиппович заменяет уже не нужного ставленника от Северстальтранса. Он занимает этот пост с 2003 по 2006 год (пока Денисов владеет пакетом акций).

Денисов человек 90-х: с 2005 года он находится в международном розыске по делу о хищении партии сахара-сырца (порядка 185 метрических тонн на сумму $24 млн) у транснациональной компании Louis Dreyfus. Вероятно поэтому в 2006 году Денисов начинает распродажу своих активов: помимо подарков Таганрогу, продается телеканал и акции порта (за 30 млн. долларов).

Пакет акций Таганрогского порта покупает Владимир Лисин (самый богатый человек страны, недавно опередил Алишера Усманова). Он владеет Новолипецким металлургическим комбинатом, морским портом Сант-Петербурга и Волжским судоходством.
На сегодняшний день UCL Port (структура, управляющая портами Лисина) владеет 91,63 % уставного капитала Таганрогского порта. Начальником становится Сергей Владимирович Нарышкин (с 2006 и до сих пор) — до этого он был заместителем директора туапсинского порта (в 2005 году), директором Морцентртек-К (2003-2005) и заместителем начальника управления коммерческого управления нашего порта (1993-2005).










Губернатор Ростовской области Владимир Чуб предлагает вынести морской торговый порт Таганрога за черту города и создать на его месте полноценную зону отдыха. Как сообщили РИА Новости в пресс-службе администрации Ростовской области, это предложение было озвучено в понедельник в ходе встречи с руководством администрации города.
"Фактически порт находится в самом центре зоны отдыха и эшелоны с мазутом идут мимо пляжей, где отдыхают люди. Это вообще никуда не годится ни по каким критериям и этот вопрос нужно решать однозначно"

Где то градус популизма еще выше. Статья, освящающая то же предложение Ноября 2007:

Донские власти затеяли перенос предприятия за черту города
Губернатор Ростовской области Владимир Чуб и президент холдинга «ЭМАльянс» Евгений Туголуков договорились о сотрудничестве по переносу Таганрогского морского торгового порта за пределы города в сторону Миусского лимана. На месте действующего порта, находящегося в исторической части города, предполагается создать пассажирский. Ориентировочная сумма инвестиций в проект составляет 500 млн долл., срок его реализации — десять лет.

Вот такая вот история.

Все что получил Таганрог — влитые в никуда деньги, затраченные на строительные работы заброшенного ныне нового порта. На карте можно посмотреть тут. На кадастровой карте — тут.









Миусский лиман. Место строительства Нового порта. Видна буха, подготовленная площадка пирсов, в воде можно разглядеть рельеф судоходного канала. Справа, на территории поселения Беглица, отмечены остатки Петровской крепости.



Прямо говорит о необходимости выноса порта генеральный план развития города (что, в свою очередь, показывает насколько инертный и не соответствующий действительности план города):

Все предлагаемые преобразования в Центральной части возможны с выносом в перспективе грузовой части порта, сохраняя его в качестве крупного пассажирского порта, как основных ворот города, в будущем важного курортно-рекреационного центра побережья.
В части грузового комплекса порта следует сохранить контейнерные перевозки, необходимые для нужд город и внешних потребностей.

Проблема всплывает периодически и сейчас, например, в 2018 году:

главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский заявил, что Таганрогский порт, в том виде, в котором он сейчас существует, «противоречит смыслу развития города».
«Поэтому мы больше видим этот порт в, так скажем, пассажирском виде. И что-то с ним нужно делать

Но РосМорРечЧерФлот о планах переноса порта ничего уже и не знает:

Об отсутствии планов по переносу Таганрогского морского порта куда бы то ни было заявил советник заместителя министра транспорта РФ, пресс-секретарь Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Алексей Кравченко 1 марта, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
«По ситуации с планами крупного обновления мощностей (и тем более переноса куда-либо) Таганрогского морского порта можно сказать, что пока таких проектов в Агентстве не было», — сказал Кравченко.

Как и кругом в Таганроге, мы видим слабость городских властей при попустительстве властей федеральных.

При должном желании можно перенести и порт, и отладить многие другие системы — без ущерба и частным компаниям, и городу, и государству.

Но этим нужно заниматься, не день и не два, а годы. Системно и планомерно.

Ничего этого не происходит. Местная власть неэффективная, раздутая и инертная машина (более 500 человек!).

Федеральную власть проблемы города не волнуют.

Не думаю, что сильно волнуют проблемы города и капиталистов-собственников порта и иных структур.

А жители уже и не верят, что что-то можно изменить.




Подготовлено по материалам Общественного собрания г. Таганрога

Tags: Денисов, облик Таганрога, порт, предпринимательство
Subscribe

  • Дом Шаронова

    Фото, опубликованные Олегом Фетисовым Posted by Олег Фетисов on 5 ноя 2017, 08:33

  • ИН возвращаются

    Фото, опубликованные Олегом Фетисовым Posted by Олег Фетисов on 10 сен 2017, 23:10

  • Город мертвых деревьев

    В ближайшее время детский смех наполнит пришкольные территории, вернувшейся с каникул детворы.Улицы заполнятся отдохнувшими отпускниками.Город…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments